Многие мамы считают, что до достижения ребенком определенного возраста, малыша не стоит беспокоить обучением таким пространственным понятиям, как «верх-низ» и «лево-право». Но родители с такими убеждениями будут совсем неправы.

Физиология человека устроена таким образом, что за правильное формирование чувства ориентации ребенка в пространстве отвечает не один какой-то определенный орган чувств (зрения, слуха или осязание), а их взаимодействие в комплексе. Чтобы у малыша правильно развивалось ощущение пространства необходимо одновременно развивать все эти чувства. В дальнейшем если не уделять должного внимания пространственному восприятию маленького человека, уровень его интеллекта может существенно пострадать. Поначалу ребенок не сможет ориентироваться в частях собственного тела, а позже данные действия могут привести к тому, что ребенок не сможет освоить навыков чтения, письма и счета. Это связано с тем, что оказывается, такие простые навыки, как ориентация в пространстве служат почвой для развития  более сложных психических процессов, таких как мышление, письмо и чтение. Родителям стоит наряду с беззаботным общением с ребенком добавлять к играм небольшую познавательную нагрузку. Заботливые родители должны как можно раньше ненавязчиво создать ребенку «зону ближайшего развития», на которой в дальнейшем станут произрастать практические знания и навыки. Чем раньше кроха их усвоит, тем раньше начнет успешно применять на практике.

 Для того, чтобы успешно помочь малышу узнать пространственные элементы, необходимо учитывать особенности его восприятия и мышления. Так до 3 лет ребенок воспринимает только то, что непосредственно осязает или видит. Кроме того внимание малыша достаточно неустойчиво, оно может хаотично перескакивать с объекта на объект и возвращаться опять к тому же.

Развивать пространственное восприятие можно начиная с 4-5 недель. В этом возрасте малыш уже может точечно на время фокусировать взгляд на ярких предметах, которые находятся на расстоянии 1-1,5 м от него. Начиная с 2-3 месяцев кроха уже может уследить за перемещением игрушки.  Позже наблюдая за движущейся игрушкой, ребенок поворачивает голову, затем и весь корпус тела. Постепенно малыш начинает изучать свои пальчики, пытается тянуть ножки в рот и удержать что-то в руках. Это и есть его первые шаги на пути к изучению окружающего его пространства.

Основываясь на фактах, приведенных выше, даем молодым родителям парочку советов:

- вовлекайте малыша в  процесс изучения пространства играючи, постоянно ориентируя карапуза на процесс познания;

- старайтесь, чтобы игры у малыша вызывали только положительные эмоции и прекращайте их, если они надоели или утомили ребенка;

- постарайтесь ввести незамысловатые пространственные обозначения в повседневные ритуалы, такие как умывание, принятие еды и прогулки.

Расширять навыки пространственного восприятия малыш начинает при ходьбе. Ведь первая ось, о существовании которой он узнает при самостоятельном перемещении, - это вертикальная.  Если ваш ребенок может самостоятельно пересечь комнату, не опускаясь на четвереньки, то значит такие понятия как «верх» и «низ» для него почти усвоены. Осталось ввести эти понятия в речь ребенка. Например, стоит говорить малышу: "Смотри, солнышко, ножки внизу, а головушка вверху" или "Вставай на ножки, поднимайся вверх. Садись, потихонечку опускайся вниз". К полутора годам ребенок начнет покорять диваны и стулья, пытаясь на них залезть. Вместе с тем кроха учится выбирать направление, оценивать расстояние и собственные силы. А зрительные ощущения дополняются необычными для него, такими как равновесие, ускорение или замедление движения.

Помните, что даже такие обыденные предметы, как лестницы могут послужить примером того, как освоить ребенку такие понятия, как «верх» и «низ».

К двум годам кроха захочет проявить свою самостоятельность и начнет осваивать такой необходимый инструмент, как ложка. В это время как нельзя кстати учить малыша понятиям правая и левая рука. Как же помочь ребенку запомнить эти названия? КОНЕЧНО С ПОМОЩЬЮ ОБУЧАЮЩИХ ИГР.

- наденьте на ту ручку, которой малыш ест, красивый браслет или часик. Можно также на одну повязать яркую ленту, на другую – небольшую тесемочку. Затем попросите ребенка показать то левую, то правую руку или взять предмет обозначенной ручкой, называя ее «по имени». Включитесь в игру с малышом сами. Бросайте ему попеременно то одной, то другой рукой мяч. Или поиграйте в барабан, чередуя руки.

- обмакните обе ручки в гуашевые краски и попросите кроху оставить на бумаге след и правой и левой.

- предложите ребенку выполнить задания на бумаге левой и правой рукой. Одна будет рисовать на бумаге менее послушно, а другая все выполнит идеально. Данное занятие получится достаточно потешным.

- попросите кроху покидать вам мячик попеременно обеими ручками. Озвучивайте, какой рукой Вы поймали его и какой собираетесь бросить малышу. Переходите к освоению названия ножек, после того, как освоили верхние конечности, иначе рискуете запутать ребенка. Позже вы можете предложить малышу коснуться левой ручкой левой ножки.

Введите данные понятия в ежедневные ритуал надевания предметов одежды. Повторяйте крохе, что левую перчатку нужно надевать на левую руку, а правую перчатку – на правую руку и т.д. в такой духе.

Ближе к трем годам усложняйте ориентационные занятия и уроки. Например, во время уборки квартиры или прогулок на свежем воздухе предложите ребенку определить, где находится диван или определенное дерево.

Со временем можно немного усложнить задание и научить ребенка ориентироваться на листке бумаги. Узнать, где находится верх, низ и середина. Рассматривая картинки, определите расположение героев, курочка справа, а кустик сзади. Привлекайте малыша к несложной домашней работе. Например, попросите ребенка разложить на столе ложки и тарелки.

Главное, чтобы процесс обучения был в виде игр и малышу было всегда интересно и весело.